Счастлив тот, кто встречает в своей профессиональной карьере человека, по которому он может строить свою творческую деятельность и в решающие моменты мысленно обращаться к нему и спрашивать себя, как бы он поступил. И счастливым периодом своей жизни, своей педагогической деятельности я считаю годы (хоть и немногие) работы с Апрелиной Семеновной Абрамовой.
Апрелина Семеновна родилась 7 апреля 1949 года в с. Ытык-Кюель Таттинского района ЯАССР. Ее отец – Флегонтов Семен Дмитриевич, прославленный сапер, кавалер пяти боевых орденов, почетный гражданин Чурапчинского улуса и г. Якутска, долгое время возглавлял республиканский комитет ветеранов войны и тыла, мать – Флегонтова Наталья Владимировна, юрист по образованию, была активной участницей общественного движения женщин республики.
Так сложились обстоятельства, что Лина училась в школах с. Крест-Хальджай Томпонского улуса, с. Чурапча Чурапчинского улуса и г. Якутска. Везде, где бы она ни училась, помнят ее как прилежную, способную, активную ученицу. Одноклассники рассказывали, что она являлась лидером класса, инициатором и организатором многих интересных дел, всеобщей любимицей. Она была всегда верна своим товарищам, с особым трепетом и любовью вспоминала о своих одноклассниках. И они в свою очередь, гордились ею, посвящали ей самые теплые слова любви и благодарности.
Апрелина Семеновна была очень пунктуальным человеком: тщательно готовилась к каждому уроку, любила все заранее записывать, планировать, вела записи и отмечала даже самые маленькие, казалось бы, несущественные детали. На уроки она приходила за полчаса, а то и за час, следила, чтобы кабинет соответствовал санитарно-гигиеническим нормам, чтобы во всем был идеальный порядок.
Лина Семеновна – педагог «душой и сердцем». С первых же лет педагогической деятельности она проявила себя, как творчески работающий учитель, любящий и глубоко знающий свой предмет. Ее отличали любовь к детям, строгость и требовательность к себе, стремление постоянно совершенствовать свои профессиональные умения. Глубоких и прочных знаний она добилась благодаря продуманному, уместному применению оптимальных приемов обучения и воспитания. Внедряла и гибко использовала адаптивную систему обучения, что способствовала активизации речевых навыков учащихся. Учительница также использовала уровневый подход в обучении своих классов, применяя различные формы и методы контроля на различных этапах усвоения изучаемого материала.
Лина Семеновна – учитель-исследователь. Она разработала программу преподавания английского языка с национальным компонентом, вела экспериментальную работу по использованию адаптивного способа обучения, руководила научно-исследовательской работой учащихся на тему «Сопоставление сходств и различий в грамматической системе английских и якутских языков». На уроках реализовала единство обучения и воспитания, создавала благоприятную психологическую атмосферу. Основной акцент делала на развитие познавательной активности и творческого мышления учащихся, побуждала их к самостоятельному высказыванию, учила отстаивать свое мнение и делать свои выводы. Лина Семеновна систематически занималась с сильными и слабоуспевающими учащимися: вела учет дополнительных занятий, следила за тем, чтобы каждый ученик посетил хотя бы одно дополнительное занятие в неделю, анализировала пробелы того или иного ученика, и намечала пути их устранения.
Апрелина Семеновна – учитель-методист. В течение десяти лет она руководила районным методическим объединением учителей иностранных языков. Будучи руководителем, она проводила многоплановую работу по повышению педагогического мастерства коллег, по совершенствованию преподавания английского языка в школах, щедро делилась опытом со своими коллегами на республиканских, районных семинарах. Опыт ее работы был обобщен, распространен в самых разных формах в улусе и республике. Она – призер улусного конкурса «Учитель года – 92», признана лучшим учителем 1995 года Чурапчинской спортивной школы- интернат имени Д.П. Коркина. В 1994 году она проходила стажировку в Королевской школе Великобритании.
За время работы под ее непосредственным руководством, я не переставала удивляться ее мудрости, таланту, эрудиции, интеллигентности, эстетической и этической изысканности. Она – человек высочайшей культуры, тонкий психолог, быстро угадывала настроение окружающих, к каждому находила индивидуальный подход, вдохновляла к творчеству и в нужный момент открыто высказывала недостатки, при этом помогала их устранению. Личные качества Лиины Семеновны, такие как доброжелательность, компетентность, последовательность в достижении поставленных задач располагали к себе не только коллег, но и родителей, и руководителей.
Глубокий профессионализм, преданность своей работе позволили учительнице достичь высоких результатов в обучении и воспитании. На улусных олимпиадах ее ученики постоянно занимали призовые места. В 1993-94, 1994-95 годах ее ученица Ядрихинская Оля заняла второе место, Павлов Коля — 3 место в региональной олимпиаде, в 1997 году Вася Филатов, Маша Федорова заняли первое место в региональной олимпиаде. В том же году Вася Филатов стал призером республиканской олимпиады (6 место). Восемь учеников Лиины Семеновны продолжают ее дело, став учителями английского языка. Среди них Дария Петровна Куличкина, Коркина Антонина Егоровна, Павлова Екатерина Николаевна, Попова Вера Гермагеновна, Федорова Надежда Васильевна, Васильева Любовь Сергеевна и др.
Лина Семеновна умело сочетала урочную и внеклассную работу. Внеклассная работа по предмету, которую проводила учительница, привлекала ребят, способствовала развитию речевой практики учащихся, совершенствованию их навыков и умений. Она любила (именно любила!) проводить различные вечера, конкурсы, утренники, конференции. «Праздник первого успеха», «Праздник знатоков английского языка», «День Святого Валентина» стали традиционными в нашей школе.
Апрелина Семеновна вела огромную работу, как классный руководитель. Она много работала по сплочению классного коллектива, имела тесную связь с родителями. Учащиеся в свою очередь влюблялись в свою учительницу, вот их отзывы: «Мы любили то, как она нас учила, ее внешность, эрудицию», «Она была нам самым близким человеком», «Мы старались во всем ей подражать». Она – учитель – мастер. Одними из ее достоинств как учителя можно смело назвать ее умение доступно, логично объяснять новый материал, использование новых технологий, технических средств, умение направлять учащихся на самостоятельный творческий поиск.
Апрелина Семеновна была человеком активной жизненной позиции. Она была руководителем клуба интернациональной дружбы, начальником агитзоны, членом школьного совета, председателем профкома, руководителем методического объединения. А в последние годы жизни курировала культурно-массовую работу профкома школы. С большим энтузиазмом и ответственностью она относилась к данным поручениям: сплачивала вокруг себя своих коллег, устраивала интереснейшие вечера, КВН, различные утренники для детей сотрудников. Она никогда не жаловалась на нехватку времени, на состояние здоровья или на бытовые условия. Я не помню такого случая, чтобы она по своему внешнему виду показывала свою усталость или недовольство. Она была всегда выдержанной, строгой и принципиальной.
Интересы Лиины Семеновны были разносторонними. Ее часто можно было застать за ее любимым занятием – чтением. Она давала предпочтение классической литературе, переживала и радовалась вместе с героями. Она любила повторять «общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью». Следующее хобби – Лина Семеновна любила писать. Она писала огромное количество сценариев, была ведущей многих вечеров. Одинаково хорошо писала как на русском, так и на якутском языках, при котором использовала прекрасный стиль с богатой лексикой.
Также я бы хотела отметить ее тонкий, порою невидимый «английский» юмор. Она была остроумна, всегда употребляла в своей речи смешные словечки, чтобы выразить свое восхищение, восторг, удивление или просто недоумение. Можно было без устали слушать ее веселые рассказы, а если она заинтересовалась чем-нибудь, то могла расспрашивать об этом часами. А вопросы ее были всегда неожиданны, с юмором и полны таинственности. Своим артистизмом и юмором она покоряла нас: мастерски с очень серьезным видом, с присущей только ей манерой, рассказывать веселые истории или случаи.
Своим неустанным трудом, Апрелина Семеновна снискала заслуженный авторитет среди коллег и учащихся. Она – делегат IX съезда работников народного образования Республики Саха (Якутия), учитель – методист, отличник народного просвещения РФ, стипендиат Международного детского фонда «Дети Саха-Азии».
И сейчас, спустя годы после ее скоропостижной кончины, помнят нашу Лину Семеновну, чтят ее светлую память. В 2003 году по решению администрации Чурапчинской республиканской спортивной средней школы – интернат имени Д.П. Коркина учащимся, показавшим отличные знания иностранного языка, присваивается звание лауреата имени Апрелины Семеновны. Проводится традиционный «Фестиваль знатоков английского языка» имени Апрелины Семеновны Абрамовой. Нынче в апреле ей исполнилось бы семьдесят пять лет. Память о нашей Лине Семеновне всегда будет жить в наших сердцах.
Татьяна Дьячковская, учитель ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина, национальный победитель Российско-Американского конкурса учителей английского языка и страноведения США, двукратный победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель»
Подготовил Семен Жендринский