Инвестиции
По схожей схеме, путем участия нескольких фигурантов – участников преступных групп и применения современных электронных программ и платежных систем, осуществляется деятельность по хищению денежных средств граждан под видом их вложения в инвестиции. Так, 62-летняя гражданка А., работающая консьержем, наткнулась в своем смартфоне на рекламу быстрого заработка денежных средств путем «игры» на инвестициях. Осуществив проход по предложенной ссылке А. заполнила анкету, куда ввела свои персональные данные. Через 10 минут через мессенджер «Ватцап» ей позвонило лицо, представившееся финансовым аналитиком одной из бирж, которое провело краткую консультацию и переключило потерпевшую на другого представителя биржи. Последний в течении часа красочно описывал возможности быстрого заработка, раскрывая механизмы преумножения капитала. Поскольку А., ранее не занималась подобной деятельностью, за ней закрепили «помощника в мире инвестирования» (консультанта) некоегоАрзамасова Евгения.
После перевода разговора на Арзамасова, А. предоставила ему функцию демонстрации своего экрана и под его руководством осуществила скачивание приложения биржи «Sumelany», где отображался баланс, история пополнений и демонстрировались котировки нефте-газовых и рудных компаний, приносящие сверх прибыли от инвестирования. Также скачалаприложение электронного кошелька «Wallet», через которое впоследствии осуществляла все платежи на предложенные злоумышленниками счета. Далее, на протяжении 1,5 месяцев, абсолютно доверяя Арзамасову А., внесла частями 1,2 млн. руб. собственных и кредитных денежных средств. При этом, по предложению консультанта, на ее банковскую карту с биржевого счета дважды выводились деньги на общую сумму 22 тыс. руб, что подкрепило ее уверенность в возможности вывода всех вложенных денег с процентами.
Со слов потерпевшей «все шло хорошо» до тех пор, пока не поступило письмо от службы безопасности биржи об отсутствии у нее лицензии на инвестиционную деятельность, которую потерпевшая приобрела в дальнейшем за 400 тыс. руб. через тот же электронный кошелек. После этого А. решила закрыть все сделки и вывести деньги с биржи, о чем сообщила Арзамасову. Однако, со слов последнего, ее счет заблокирован, поскольку необходимо увеличить некий «оборот», иначе деньги не вывести. Личный кабинет выдавал аналогичную информацию. Тогда, руководствуясь советами консультанта, А, поэтапно убедила двух своих взрослых дочерей (одна из них ведущий специалист регионального банка) взять кредиты и помочь ей с разблокировкой счета. Дочери, осмотрев данные личного кабинета, поверили и оформили на себя кредиты на сумму 2,2 млн руб., переведенные в последствии на биржевой счет. При последующей попытке вывода денег А. сообщили о том, что произошел резкий скачек Биткоина, нарушились курсы котировок, поэтому счет вновь заблокирован до внесения очередного крупного платежа. А, по аналогичной схема убедила трех подруг, которые оформив кредиты передали ей частями около 3,2 млн. руб., которые та также направила на биржу. Общий баланс, исходя из данных личного кабинета, достиг 69 тыс. долларов США. На финальном этапе, поступило письмо о необходимости страховки вклада на сумму 6 тыс. долларов США. После этого, А. и ее дочери обратились в полицию, где окончательно поняли, что стали жертвами мошенников.
Итогом «инвестиционной комбинации» длящейся 2,5 месяца стала потеря порядка 7 млн. руб., при ежемесячном доходе потерпевшей в 60 тыс. руб. Детальный анализ произошедшей ситуации также показывал, что в отношении потерпевшей применялась обширная психолого-техническая атака, с использованием различных методов манипуляции сознанием, схожая с ранее приведенным примером, что позволило ввести в заблуждение не только саму А., но и через нее пятерых лиц из ее окружения.
Спецоперация
Одна из распространенных схем, при которой жители республики несут самые большие финансовые потери – звонок от псевдо-сотрудника банка или правоохранительного органа о том, что деньги гражданина находятся под угрозой хищения для предотвращения которого необходим перевод сбережений на «безопасный счет». Либо сообщение о том, что злоумышленники взяли на имя потерпевшего кредиты. Для предотвращения потери денег (исковых требований банка-кредитора) предлагается оформить кредит (зачастую несколько, в разных кредитных учреждениях). Полученные наличные деньги предлагается перевести на «безопасные счета» через банкоматы. Аналогичным образом происходят хищения под предлогом участия в «специальной операции».
Приведем типичный пример. Гражданин С., причем сам являющийся сотрудником регионального банковского учреждения, в вечернее время вступил в телефонный разговор с «псевдо» сотрудником сотовой компании, по поводу истечения срока договора абонентского обслуживания. Поскольку офисные помещения оператора сотовой связи уже были закрыты звонивший предложил продлить договор дистанционно. С. согласился и перевел полученный СМС-код звонившему. Вместе с тем, обладая информацией о мошенниках, тут же опомнился, заподозрив, что передал код от личного кабинета Госуслуг. Однако тут же потерпевшему позвонило лицо, представившееся оператором Госуслуг и сообщило, что в его личном кабинете происходят подозрительные финансовые операции, а именно в короткий промежуток времени оформлены заявки на получение крупных сумм кредитов в различных банках и попросило подтвердить эти заявки. С. сообщил о возникшей ситуации с мошенниками, после чего оператор перевел звонок на службу безопасности Национального банка России. В свою очередь работник Нацбанка сообщил, что организована оперативная комбинация по изобличению группы мошенников и С. необходимо принять участие в ней. При этом свои слова сотрудник Нацбанка подкреплял направлением различных документов с реквизитами государственного учреждения, гербовыми печатями, цифровыми и обычными подписями. Из убедительных слов, подкрепляемых документами, следовало, что на имя С. открыт безопасный счет. Для предотвращения несанкционированного кредитования необходимо получить встречные кредиты в различных банках и перевести полученные деньги на этот счет. В дальнейшем в разговор включались сотрудники ФСБ и МВД, один из которых вел разговор с С. по видеосвязи. Итогом массированной психологической обработки стала уверенность С. в том, что он принимает участие в специальной операции, проводимой правоохранительными органами. Затем, в течении последующих трех дней С., также находясь под постоянным воздействием звонивших, оформил три крупных кредита в разных банках на сумму свыше 8 млн. рублей. Полученные наличные деньги, в рамках проводимой «специальной операции», С. тут же относил в банкомат и партиями менее 100 тыс. руб. переводил на различные банковские карты указанные ему, каждый раз получая документ о их зачислении на безопасный счет. После этого связь оборвалась и С. понял, что стал жертвой обмана.
Необходимо отметить, что аналогичные преступления регистрируются практически ежедневно. Несколько различается способ вовлечения потерпевшего в комбинацию. В последнее время фиксировались факты создания лже-аккаунтов руководителей организации, где работает потерпевший в мессенджерах (WhatsApp, Telegram) и сообщение-просьба от этого руководителя поговорить с сотрудниками Нацбанка, ФСБ или МВД по поводу некой ситуации возникшей в коллективе. Затем следует звонок от представителя правоохранительного органа с сообщением о финансировании ВСУ со счета потерпевшего, либо как в приведенном выше случае – оформление несанкционированных кредитов. Далее следует стандартная схема по направлению денег на «безопасный» счет.
Уважаемые граждане!
— будьте внимательны, главная цель мошенника с Вами заговорить (в том числе в переписке), не отвечайте на незнакомые номера;
— обращайте внимание от кого поступил звонок, сообщение – прервите общение и сделайте контрольный звонок на официальный номер учреждения (банка);
— основной «успех» мошенника это игра на наших страхах, в основном страх потери денег (несанкционированный кредит, списание со счета в пользу ВСУ, взлом Госуслуг и многое другое), если вы заговорили и получили именно такую информацию – найдите силы, возьмите паузу, прервите разговор, наберите официальный номер банка, работодателя и др. – проясните ситуацию;
— переговоры в мессенджерах – признак действия мошенников, используют для исключения их обнаружения;
— направление официальных документов в мессенджеры – признак мошенника;
-вовлечение в участие в «специальную операцию» дистанционно – самый верный признак обмана, федеральным законодательством дистанционное участие в оперативно-розыскных мероприятиях не предусмотрено;
— уголовной ответственности за отказ в участии в специальной операции не существует;
— отдельных «безопасных», специальных счетов не существует;
— распространенный способ потери денег – получение под руководством мошенника кредита, его обналичивание и перевод денег через приложение «Мир Пэй» в банкоматах неизвестным физически лицам;
— дистанционная инвестиционная деятельность – признак обмана, (если решились) работайте с реальным менеджером в офисе.
Прокуратура Чурапчинского района