Памяти Аизы Решетниковой

Лет двадцать назад, в конце мая 2004 г., во время районного ысыаха, посвящённого 100-летию народного артиста Якутии Т. П. Местникова, мы с Петром Даниловичем Барашковым по предложению Аизы Петровны были в родовом урочище Решетниковых – ее предков по отцовской линии. Местность находится в менее чем 4 км от земель моего родного Ольтехского наслега, в Бахсытском наслеге – родине многих известных людей, выдающихся деятелей просвещения, науки, культуры и искусства. Знакомство наше состоялось еще раньше и было связано с обустройством созданного ею в 1989 г. Музея музыки и фольклора народов Якутии. С годами эта связь укрепилась, особенно после того, когда в музей из якутского радио перешел мой дядя Н. М. Желобцов и занялся восстановлением эпической фонотеки из фондов республиканского радио, в котором до перехода в музей долгие годы работал музыкальным редактором. С подачи Аизы Петровны мы стали «земляками-соседями», идей и вопросов у нее никогда не убавлялось, что-то решалось, что-то нет, однако нашей дружбе это не мешало, в подобных вопросах она всегда оставалась оптимисткой.

В Якутском театре в 40–50-е годы прошлого столетия стало обыденным достаточно устойчивое явление – дети театра (театр оҕолоро). Зачастую в театре работали оба родителя и малолетние посетители оставались в театре днями, жили его духом, атмосферой, становились истинными воспитанниками, «детьми театра». Родители Аизы Ирина Максимовна и Петр Михайлович также оба работали в театре.

Аиза Петровна с большим волнением вспоминала этот период своей жизни, готова была рассказывать часами, помнила в подробностях. В ее воспоминаниях жила не преодоленная временем, едва прикрытая тоска по внезапно отнятому детству, более острая из-за того, что это детство было слишком счастливым и оказалось слишком коротким. Родители, подарившие ей безмятежное и светлое ощущение детства, расстались, когда девочке едва исполнилось 11 лет. В 14 лет она надолго покинула родной дом, отца, у которого она оставалась после развода родителей. Ее отправили учиться в Москву, Аиза стала ученицей одного из самых престижных в то время образовательных учреждений – Центральной средней специальной музыкальной школы. В следующем 1960 г. умер папа Петр Михайлович Решетников, самый близкий, лучший человек в жизни маленькой Аизы. В 14 лет Аиза осталась одна. Она повзрослела в 11 лет, с 14 лет начала самостоятельную жизнь. Трудно представить как она, маленькая, хрупкая, тонкая натура вынесла все это, выдержала.

Аиза Петровна продолжила и умножила творческое наследие своих родителей, посвятила свою жизнь творческому, созидательному служению высокому искусству. Всю жизнь она следовала заветному желанию отца: “получить лучшее образование и принести лучшую пользу родному народу”. Получив блестящее музыкальное образование в лучших вузах страны, Аиза Петровна посвятила свое творческое дарование музыкальному просвещению родного народа, жителей республики, страны.

Сразу по окончании фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в 1971 г. А. П. Решетникова начала цикл сольных концертов и лекций по истории музыки по якутскому радио и телевидению. Поколение 70–80-х годов помнит блестящие музыкальные лекции Аизы Решетниковой в открытом эфире, по якутскому телевидению. На экранах перед зрителями Якутии появилась внезапная феерическая личность, которая буквально с первых передач навсегда обаяла всех своим ярким темпераментом, блистательным талантом, непревзойденным даром рассказчика и импровизатора, очаровательной мимикой и жестами, бесконечными познаниями и беззаветной влюбленностью в музыку, в свою профессию, в то, чем она щедро делилась со всеми, кто ее видел и слышал.

По собственной инициативе и на основе своих изысканий она подготовила и провела более 200 радио и свыше 150 телепередач. Своими незабываемыми выступлениями она открыла новый мир музыкального просветительства родного народа, постижения великого духовного наследия человечества. Должен подчеркнуть, что  у многих представителей моего поколения именно Аиза Петровна сумела вызвать интерес к музыкальной культуре мира, дала возможность прочувствовать глубину творений Бетховена и Моцарта, Баха и Гайдна, глубже ознакомила с творчеством якутских композиторов. Своей созидательной деятельностью Аиза Петровна Решетникова совершила прорыв в музыкальном просвещении родного народа, в приобщении его к высокому искусству.

Яркая, созидательная натура Аизы Петровны проявлялась во всем, что она творила и свершала. Любовь к музыке и увлечение эпическим наследием народов Севера стали залогом созданного уникального музея музыки и фольклора народов Якутии. Неутомимый исследователь музыкальной культуры, она собрала большую коллекцию музыкальных инструментов народов мира. Ею же заложена хранящаяся в музее музыки и фольклора уникальная фонотека – первичные записи произведений и выступлений деятелей искусства, самодеятельных и профессиональных артистов, олонхосутов и исполнителей олонхо, носителей культурного наследия нашего народа. Впервые в истории кино Якутии А. П. Решетникова выступила инициатором и создала несколько серий научно-популярных и анимационных произведений по мотивам якутского фольклора и фольклора народов Севера.

Отдельно следует отметить творческое сотрудничество Аизы Решетниковой с выдающимся ученым-этнологом, почетным директором Кельнского института этнологии (Германия) Уллой Йохансен. По инициативе Аизы Петровны в 2008 г. монография Уллы Йохансен впервые была переведена и издана на русском языке, по приглашению музея музыки и фольклора автор монографии в том же году посетила Якутию и с тех пор не прерывала связи с научными организациями, учеными, деятелями культуры нашей республики. В 2012 г. по представлению Уллы Йохансен Немецкий фонд академических обменов учредил ежегодную стипендию ее имени для стажировки молодых исследователей из нашей республики в университетах Германии, а в 2018 г. ученый передала в дар Национальной библиотеке Якутии уникальное собрание личной библиотеки.

Увлеченность, интерес к культурному, эпическому наследию народов Якутии, народов Севера в целом, проявились в творчестве Аизы Петровны изначально. Здесь также отчетливо запечатлелись глубокие штрихи деятельности яркой созидательной натуры. В 1992 г. Аиза Решетникова стала главным инициатором уникальной по своему содержанию и качеству участников Международной конференции “Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции”. В 2000 г. также по ее инициативе  в Якутске прошла первая в этой области Международная конференция “Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов”, в 2003 и 2016 гг. – Международные конференции “Фольклор палеоазиатских народов”.

Вершиной научных изысканий, во многом остающейся недосягаемой для наших исследователей-этнографов и фольклористов, является фундаментальное теоретико-методологическое и вместе с тем хрестоматийно-наглядно изложенное исследование А. П. Решетниковой “Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте”. В монографии она подвела итог многолетним изысканиям и на этой основе предложила новое направление в эмпирическом исследовании эпического наследия якутов и других народов Севера (еще одна несомненная заслуга  А. П. Решетниковой  в том, что на основе изучения живых архаических фольклорных традиций народов Севера она, наравне с сибирским эпосом ввела в международное исследовательское пространство эпическое сказительство северных народов).  Научная позиция А. П. Решетниковой позволила определить новое направление в сравнительном эпосоведении, основанном на признании архаичности эпических сюжетов и живых эпических традиций народов  Севера, вывела исследование сибирского эпоса на новый уровень. Уместно заметить, что аналогичных взглядов придерживается и ряд европейских эпосоведов, среди которых можно отметить одного из выдающихся исследователей эпоса тюрксих народов, профессора Боннского университета Карла Райхла, других исследователей тюркской эпической поэзии.

Фундаментальное исследование А. П. Решетниковой “Фонд  сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте” является крупным вкладом якутской школы в мировое эпосоведение, в методологию исследования эпических произведений в целом. Монография переведена на якутский язык, на основе ее необходимо продумать проект изучения эпической культуры народов Севера в школах республики.

Имя Аизы Петровны Решетниковой – одного  из выдающихся деятелей культуры и музыкального искусства, просветителя, глубокого знатока и крупного ученого-исследователя тюрксого эпоса и фольклора народов Севера, блестящего организатора, уникальной яркой личности – стало широко известным в международном культурном пространстве еще при ее жизни. С большим интересом и неподдельным восторгом слушали ее выступления и сообщения коллеги-специалисты из многих стран мира: Германии, Франции, Кыргызстана, Казахстана, Монголии, Венгрии, Кореи, Российской Федерации и др.

Она олицетворяла лучшие черты родного народа: свободное восприятие пространства и времени, глубину мироощущения, изначальную тягу к знаниям и познанию, устремленность и терпимость, умение радоваться и дорожить общением. Все, что познала  и постигла, Аиза Петровна старалась передать и оставить людям, желала, чтобы люди постигли то же,  что она сумела постичь в жизни, все, без остатка. Это был человек щедрой души. Такой останется в нашей жизни, в истории родного народа.

Аиза Петровна с честью выполнила заветное желание, благословение отца. Она оставила после себя яркий, неповторимый след, большое творческое и научное наследие. У нее есть замечательные дети и внуки, есть и будут достойные продолжатели,. Пожелаем, чтобы все, что осталось после Аизы Петровны, имело счастливое продолжение.

А. Н. Жирков, председатель национального

организационного комитета Олонхо при Главе РС (Я)